Семейно-системный коучинг

Семейно-системный коучинг – это коучинг для:

 

  • молодых пар, которые только начинают отношения,
  • пар, у которых уже есть “яблоко раздора”,
  • семей, у которых возникли определенные затруднения на определенной стации жизненного цикла семьи.

Во всех этих ситуациях люди хотят:

  • научиться договариваться друг с другом,
  • научиться поддерживать долгосрочную и устойчивую систему отношений, которая бы позволила им развиваться и расти в присутствии друг друга.

Они на самом деле проверяют:

  • Можно ли спасти эти отношения?
  • Хотим ли мы и дальше оставаться друг с другом?
  • Какова наша долгосрочная перспектива?
  • Стоит ли нам быть вместе?
  • Что же нам делать? и пр.

В семейно-системном коучинге нет слово «проблема», есть слово «задача».

 

Коуч обучен смотреть на себя и клиента, а также на его ситуацию и проблемы особым образом.

 Т.е., коуч-профессионал способен работать на нескольких уровнях восприятия и обладать системным взглядом. Гунхард Вебер, доктор медицины, директор Вислохского института системных решений, предложил метафору, позволяющую понять, что является профессиональным системным взглядом на ситуацию:

 

«…Давайте поговорим о такой нелюбимой многими женщинами теме, как футбол и представим, что некий человек, ничего не знающий о футболе, желая скоротать время, включил телевизор и смотрит трансляцию футбольного матча. И как назло, происходит сбой в трансляции, и лишь одна видеокамера, снимающая судью, продолжает работать.

 

Зритель видит, что по зеленому полю бегает какой-то человек, в черных футболке и трусах, идет мокрый снег, его одежда намокла, ему холодно, но он не торопится покидать поле, а подпрыгивает, машет руками, свистит в свисток и что-то кричит. Зритель смотрит на странного человека в течение пяти минут и решает, что перед ним - душевнобольной. И это не системный взгляд.

 

 Но представим, что оператор, снимающий судью, получил указание снимать все, что происходит на поле. И наш зритель, не зная игры и правил, потихоньку в них разберется. Например, он увидит, что на поле много людей в футболках и в трусах. И что человек со свистком свистит и кричит, если один из бегающих по полю сбивает другого с ног.

 

 И что смысл игры в том, чтобы забить как можно больше мячей в противоположные ворота. И если оператор будет снимать еще и болельщиков, то зритель увидит, что их большая часть поддерживает команду в белой форме. Один гол - трибуны ликуют, второй - ликуют.

 

Игра закончилась, и болельщики расходятся огорченные. Непонятно почему, если не знать, что в предыдущей игре команда в белой форме проиграла со счетом: 3:0. Такой взгляд является системным.

 

Системно мыслящий коуч понимает, что позитивные изменения в жизни клиента есть задача клиента. Кроме того, коуч уверен, что жизнь человека и сам человек могут меняться лишь благодаря действиям».

 

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи.

 

Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

 

Постулаты этой теории систем:

 

  • Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.

 

  • Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

 

 

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы - те, которые функционируют автономно.

 

Открытые - которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить - она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет - системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться

.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи.

 

Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

 

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

 

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

 

  1. Закон гомеостаза - любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

 

  1. Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

 

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития семьи:

 

1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью.

2 - стадия - стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.Дистанция между двумя в диаде очень близкая.

3-я стадия - триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия - квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Отношения в семье - отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны - семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу.

Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия - пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия - пожилой монады - после потери одного из супругов.

 

                Важный системный принцип гласит: за любым поведением, даже за тем, которое нам кажется очень странным, стоит любовь в широком смысле этого слова.